Гарантирующей организацией по предоставлению качественных услуг электроснабжения является – АО «ДЭК». В соответствии со статьёй 38 ФЗ-35 от 26.03.2002 гарантирующий поставщик и сетевые организации отвечают перед потребителем электрической энергии за надёжность обеспечения электрической энергии. В отношении любого обратившегося потребителя гарантирующий поставщик обязан самостоятельно урегулировать отношения, связанные с оперативно-диспетчерским управлением, приобретением и передачей электрической энергии. Согласно части 1 статьи 20 ЖК РФ, пункту 161 Правил предоставления коммунальных услуг № 351 от 06.05.2011 (далее – Правила ПКУ), надзор за соответствием обязательных требований, предъявляемых к обоснованности размера платы граждан, соответствием качества, объёма и порядка предоставления коммунальных услуг возложен на орган государственного жилищного надзора. Правилами ПКУ установлены условия и порядок изменения размера платы за коммунальную услугу при предоставлении коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
Потребители могут подать заявление гарантирующему поставщику АО «ДЭК» для перерасчёта платы по фактам низкого напряжения в сети. К заявлению следует приложить двусторонние Акты замера напряжения в сети. На территории Шкотовского округа существует положительная практика в пользу граждан по взысканию материального и морального вреда возникшего по причине низкого напряжения в сети. В 2021 году Шкотовский районный суд взыскал с гарантирующей организации АО «ДЭК» 115 646 руб. в пользу жителя и обязал сетевую организацию АО «ДРСК» устранить нарушения, связанные с некачественным предоставлением услуг. Кроме того, согласно пункту 7 части 4 статьи 40 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» должностные лица государственного надзора в области прав потребителей вправе обращаться в суд с заявлением в защиту прав потребителей и законных интересов, как неопределённого круга лиц, так и отдельных потребителей.
Согласно пункту 8.19 Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Приморскому краю, утверждённому приказом № 698 от 09.07.2012 г, Управление предъявляет иски в суды о прекращении противоправных действий исполнителя в отношении потребителей. В свою очередь, в порядке защиты прав жителей района и организации качественного электроснабжения администрация Шкотовского округа на протяжении ряда лет неоднократно обращалась в контролирующие и надзорные органы - Министерство энергетики ПК, Большекаменскую межрайонную прокуратуру, Роспотребнадзор, Ростехнадзор - с требованием о подготовке мероприятий по обеспечению качественного электроснабжения и принятию действенных мер к недобросовестным поставщикам коммунальных услуг. К сожалению, других механизмов воздействия на недобросовестных электросетевых организаций у органов местного самоуправления не существует. Однако усилия администрации не привели к ощутимому результату, возможности администрации исчерпаны и меры воздействия на электроснабжающие организации не эффективны.
Следует принять во внимание, что органы местного самоуправления не имеют ни административных, ни финансовых рычагов воздействия на электроснабжающие организации. В сложившихся условиях администрация Шкотовского муниципального района вынуждена обратиться к жителям Шкотовского округа с просьбой в обязательном порядке актировать каждый случай некачественного предоставления электрической энергии и направлять обращения в надзорные органы, а в случае причинения вреда – подавать исковые заявления в суд.
Только общими усилиями граждан и администрации мы сможем заставить электросетевые организации добросовестно выполнять обязанности по содержанию и обслуживанию объектов электроэнергетики Шкотовского муниципального округа! В целях защиты своих прав жители могут обращаться как с жалобами в Большекаменскую межрайонную прокуратуру, так и с исковыми заявлениями в суд. Для судебной защиты прав предлагаем типовой образец искового заявления.